Выездная проверка уфас картель

Проверка ФАС: что проверяют, этапы, план проверки и как подготовиться

Выездная проверка уфас картель

Комменты: 0

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем, что представляет собой проверка ФАС (Федеральной антимонопольной службы), как она проходит, как к ней подготовиться, как вести себя с инспекторами, и за что можно получить штраф.

Что проверяет ФАС

Федеральная антимонопольная служба контролирует соблюдение на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы.

В антимонопольном (или иначе – конкурентном) праве речь идет о:

  • Недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно высоких или низких ценах на товар;
  • Распространении ложной информации о конкурентах;
  • Нарушение порядка ценообразования;
  • Разглашении чужой коммерческой тайны и так далее.

В сфере рекламы ФАС проверяет: соответствует ли она требованиям закона о рекламе, содержит ли она исключительно правдивую информацию.
Организуется проверка на основании приказа руководителя антимонопольного органа или его заместителя.

Осуществлять антимонопольные проверки могут:

  1. Инспекция центрального аппарата (минимум три человека);
  2. Инспекция территориального органа (минимум два человека);
  3. Совместная инспекция центрального и территориального органов;
  4. Допускается привлечение к проверке правоохранительных органов или необходимых экспертов.

Виды проверок

Проверка антимонопольной службой может быть:

1. Плановой (по заранее утвержденному годовому графику). Плановые проверки проводятся раз в три года. Годовой график можно отследить на официальном сайте.
2. Внеплановой. Например, основаниями для нее могут послужить указания на нарушения, поступившие от:

  • Физических или юридических лиц;
  • Правоохранительных органов;
  • СМИ.

Внеплановые проверки ФАС наиболее распространены и чаще заканчиваются штрафами. Частота и периодичность внеплановых проверок законом никак не ограничивается.

Этапы проверки

Если разложить по ступенькам все этапы проверки ФАС, то мы получим:

  1. Оповещение. О плановой проверке ФАС обязана проинформировать проверяемого минимум за трое суток до инспекции. Сделать это она может заказным письмом с уведомлением или лично. Внеплановая проверка тоже не приходит без предупреждения. О ней проверяемому обязаны сообщить не позднее чем за сутки. «Внезапной проверкой» будет лишь инспекция на соблюдение запрета на картели (ст.11 Закона о защите конкуренции).
  2. Документарная проверка. Все запрашиваемые инспекцией документы необходимо предоставить в течение 10 дней.
  3. Если в документах обнаружены признаки нарушения законодательства — ФАС приезжает с проверкой на предприятие. Будут осмотрены территория, помещения, взяты образцы и назначены экспертизы.
  4. Когда исследования окончены составляется акт проверки в двух экземплярах. Экземпляр проверяемого вручается ему под расписку. Также к акту прилагаются материалы дела (протоколы действий инспекции, показания и объяснения участников).
  5. Если обнаружены нарушения, инспекторы выдают предписание о его устранении. Серьезные или повторные нарушения могут стать поводом для возбуждения административного дела.
  6. В течение 15 дней после получения заключения проверяемый может подать в ФАС свое возражение в письменном виде.

Проверка длится не более 30 дней.

Продлить ее возможно максимум еще на два месяца, если:

  • Требуется провести экспертизу (например, проверить достоверность рекламы);
  • Необходимо перевести документы;
  • Для вынесения решения нужна дополнительная информация.

Штрафы

Наиболее распространенные штрафы ФАС:

НарушениеШтраф для руководителя или ИПШтраф для юридического лица
Нарушение законодательства о рекламе4 000 — 20 000 рублей100 000 — 500 000 рублей
Проявление недобросовестной конкуренции12 000 — 20 000 рублей100 000 — 50 000 рублей
Введение в оборот товара с чужим товарным знаком или другим плагиатом20 000 рублей или дисквалификация на срок до 3 лет1 — 15% от выручки от реализации товара (не менее 100 000 рублей)
Игнорирование предписания ФАС8 000 — 20 000 рублей или дисквалификация до трех лет100 000 — 500 000 рублей

На что имеют право сотрудники ФАС

Служащим антимонопольного органа разрешено:

  1. Проходить на территорию проверяемого лица (кроме его жилища).
  2. Получать документы и необходимую информацию (например, электронную переписку). Даже если информация содержит коммерческую или другую тайну.
  3. Осуществлять осмотр территории, объектов, документов. Присутствовать на осмотре должны как минимум два понятых, а по окончании осмотра обязательно должен быть составлен протокол.
  4. Проводить фото- и видеосъемку, копировать бумаги и электронные документы.
  5. Забирать документы, составив акт приема-передачи.

Как подготовиться к проверке

Чтобы пройти через проверку ФАС без потерь следует хорошо подготовиться.

Предлагаем вашему вниманию список самых необходимых мероприятий:

  1. Для всех сотрудников (а особенно для руководителей), задействованных в хозяйственной деятельности, проводите регулярные тренинги по основам антимонопольного законодательства.
  2. Разработайте свою внутреннюю политику компании, диктующую сотрудникам их действия во время проверки. Кто и что должен делать, какие сторонние лица (например, юристы) должны быть срочно проинформированы, какие права есть у проверяемых и проверяющих.
  3. Проверьте свою готовность к проверке на тренинге-тесте.
  4. Проведите антимонопольный аудит на предприятии — он поможет заранее выявить и исправить слабые места.

Как себя вести во время выездной проверки ФАС

Во время самой проверки соблюдайте несколько рекомендаций:

  1. Проверьте удостоверения проверяющих, совпадают ли они с приказом о проведении плановой проверки или распоряжением о внеплановой. Желательно сделать со всех документов копии или хотя бы переписать основные данные.
  2. Проверяющих должно быть минимум двое.
  3. Тщательно проверьте изначально предъявленные документы. В приказе (или распоряжении) должно быть правильно указано название вашей организации, дата составления не должна быть будущим числом, должна совпадать дата начала проверки. Обязательно наличие на приказе подписи руководителя антимонопольного органа или его заместителя и оттиска гербовой печати.

    Если документы оформлены неверно, или в распоряжении указаны другие инспекторы, вы можете отказать в доступе на свою территорию. В таком случае обязательно оформить акт о воспрепятствовании доступу.

  4. Помимо руководителя, необходимо оповестить о начале проверки бухгалтерию, юридическое и производственное подразделение.
  5. Пригласите юристов для защиты своих интересов. Они могут помогать вам проверять документы и обдуманно отвечать на вопросы.
  6. Содействуйте работе проверяющих, не мешайте им получать необходимые данные, но и не переусердствуйте — не стоит предлагать документов больше, чем было запрошено.
  7. Не оставляйте проверяющих без присмотра. Организуйте сопровождение каждому сотруднику инспекции.
  8. Следите за верным составлением актов и протоколов. Требуйте, чтобы любые действия протоколировались, если что-то изымается — обязательно должен быть составлен акт приема-передачи.
  9. Оставляйте себе копии передаваемых инспекции документов.
  10. Записывайте весь ход проверки, даже собственные ответы на вопросы.

Источник: https://kakzarabativat.ru/pravovaya-podderzhka/proverka-fas/

Основания для прекращения внеплановой проверки уфас. Контроль над соблюдением закона о рекламе

Выездная проверка уфас картель

Сталкиваясь с проверками антимонопольного органа, предприниматель и сотрудники организации должны быть осведомлены – с какой целью к ним пришла данная федеральная служба и что конкретно она будет проверять. Такая осведомленность дает возможность тщательнее подготовиться к проверке и выявить “спорные” действия со стороны ФАС.

В первую очередь, ФАС осуществляя контроль за соблюдением на предприятии антимонопольного законодательства и законодательства в сфере рекламы, выполняет функцию, возложенную на нее государством.

Перечень актов, содержащих те самые требования, соблюдение которых и оценивается, утвержден приказом ФАС, более подробно с ним можно ознакомиться как через правовые системы, так и на официальном сайте федеральной службы fas.gov.ru.

В этом списке вы сможете увидеть и ФЗ “О защите конкуренции”, и ФЗ “О естественных монополиях”, а также различные правила и стандарты.

Примерами выявленных нарушений при проверке могут являться:

  • Признаки недобросовестной конкуренции;
  • Монопольно низкие или высокие цены на продукцию предприятия, нарушение порядка ценообразования;
  • Распространение ложной информации о потенциальных конкурентах;
  • Разглашение чужой коммерческой тайны;
  • Ложная реклама;
  • И иные;

Плановая, внеплановая, а еще какая?

Плановая проверка заранее включена в график ФАС, который можно просмотреть на официальном сайте, и проводится раз в 3 года. Иными словами вас как вновь созданное юридическое лицо или ИП могут проверить только через 36 месяцев.

Внеплановая проверка проводится спонтанно, при условии, что на вас кто – то «накапал». Например, сообщение или заявление физического или юридического лица, СМИ; материалы, поступившие из правоохранительных органов, государственных органов или местного самоуправления. Чаще всего такие проверки заканчиваются штрафами для организации.

Длительность проверок составляет 30 дней, при этом данный срок может быть продлен еще на 2 месяца, например, если требуется проведение экспертизы или получение дополнительной информации.

Этапы проверок

  1. Как любой государственный орган, антимонопольный орган информирует заранее о своем появлении не менее чем за трое суток лично или заказным письмом. О внеплановой проверке сообщают за сутки, если конечно у вас не картель, где используется «эффект внезапности».
  2. Далее инспекция запрашивает необходимые документы, которые вы обязаны предоставить в течение 10 дней.
  3. Если все – таки ФАС найдет нарушение при проверке ваших документов, то ее выезда на само предприятие вам не избежать. Сотрудники инспекции осмотрят территорию, помещения организации и возможно назначат экспертизу.
  4. По результатам проверки составляется акт в двух экземплярах, один из которых вручается вам под расписку с приложением протокола действий сотрудников ФАС, показаний и объяснений участников мероприятия. При выявлении нарушений антимонопольный орган выносит предписание о его устранении.

    Если данный проступок совершается повторно, то здесь уже «пахнет» административным делом.

  5. В течение 15 дней после получения заключения, вы можете подать письменное возражение в ФАС.

У вас всегда есть право на обжалование актов антимонопольного органа, если вы не согласны с вынесенным в отношении вас решением.

Будьте бдительны и держите свою позицию уверенно при обследовании организации, при этом руководствуясь ФЗ «О защите конкуренции».

Одно из полномочий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) – контроль и разрешение спорных вопросов в рамках государственных и муниципальных закупок по 44-ФЗ. По сути, данная служба следит за тем, чтобы заказчиками были созданы равные условия для всех участников закупок. Не удивительно, что периодически ее сотрудники проводят проверки заказчиков.

Какими бывают проверки ФАС, и что является их предметом

Федеральная антимонопольная служба вправе проводить проверки двух видов:

  • плановые – осуществляются не чаще чем 1 раз в 3 года по заранее утвержденному графику, размещенному на сайте www.zakupki.gov.ru;
  • внеплановые – осуществляются на основании поступившего сигнала о нарушении: жалобы участника, сигнала СМИ или правоохранительных органов. Частота и периодичность таких проверок законом не ограничивается. Заканчиваются они, как правило, предписаниями и наложениями штрафов.

Источник: https://ovokras.ru/trudovoe/osnovaniya-dlya-prekrashcheniya-vneplanovoi-proverki-ufas-kontrol-nad.html

Внепланновые проверки ФАС – Андрей Тенишев для журнала RUБЕЖ

Выездная проверка уфас картель

С большим интересом наблюдаю за дискуссией, развернувшейся в средствах массовой информации, по поводу полномочий ФАС России проводить внеплановые проверки хозяйствующих субъектов и осматривать при этом помещения проверяемых лиц.

Где только не писали и не говорили об этом: в печатных СМИ, интернет-изданиях, на телевидении, различных форумах и конференциях. Хотя вряд ли происходящее можно назвать дискуссией. Происходящее больше напоминает обычную заказную PR-кампанию.

Высказывались все: предприниматели, адвокаты, журналисты, некоторые ученые, отдельные эксперты. Общий тренд – проверки – это излишние полномочия антимонопольной службы и хорошо было бы их запретить вовсе либо существенно ограничить возможность их проведения.

Внимательно читал публикации: из всех, кто писал и говорил на эту тему, непосредственное отношение к внеплановым проверкам имеют лишь представители пары хозяйствующих субъектов, у которых эти проверки были проведены. Результат проверок – выявленные признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Что совершенно непонятно: мало кто из журналистов, писавших на эту тему, спросил мнение Федеральной антимонопольной службы.  Поэтому, пользуясь возможностью, хотел бы сказать, что я думаю по этому поводу.

По данным бизнес-обмудсмена России, в 2013 году в Российской Федерации органами государственной власти проведено 2,7 миллионов проверок хозсубъектов. Из них 50% это – внеплановые проверки

Всего у нас в стране в ЕГРЮЛ зарегистрировано около 7 миллионов хозяйствующих субъектов.

В прошедшем году управление по борьбе с картелями фас россии провело 62 внезапных проверки хозяйствующих субъектов. это более 90% всех внезапных проверок, проведенных антимонопольными органами россии. 

Из них только 9 в отношении так называемых предприятий малого бизнеса: 6 малых компаний подозревались в сговорах на торгах, 3 были связаны с крупными компаниями, работающими на рынке.

Практически во всех случаях нами были выявлены признаки нарушения антимонопольного законодательства.

И это логично – к каждой проверке мы тщательно готовимся. Сами внеплановые проверки задумывались как один из наиболее эффективных инструментов по борьбе с картелями. Картель – это тайная монополия.

Это – соглашения конкурентов о ценах, о разделе рынка, о бойкоте определенных потребителей или о сокращении производства товара, это – сговоры на торгах.  Во всех развитых экономиках мира картели признаются одними из наиболее опасных правонарушений в сфере экономики.

Любой картель вреден как для потребителя, так и для добросовестного бизнеса. Растут цены, ограничиваются возможности попасть на рынок. От сговоров на торгах бюджет несет многомиллиардные потери.

В Российской Федерации за картели предусмотрена административная и уголовная ответственность. Поэтому вполне понятно, что деятельность картелей, как правило, глубоко законспирирована.  

В соответствии с Федеральным законом «О защите конкуренции» мы пользуемся строго ограниченным набором инструментов по выявлению и доказыванию картелей: это – признания участников картеля в рамках программы освобождения от ответственности, запросы информации и внеплановые проверки. 

Полномочия проводить внезапные проверки есть у многих антимонопольных органов мира. На Западе их называют «рейды на рассвете». 

Кстати, тут необходимо заметить еще небольшую тонкость в организации учета. Даже с нашими шестью десятками проверок нас иногда упрекают в том, что мол, по сравнению с другими антимонопольными органами, и это много.

Везде в мире учитывается один картель (а в картеле могут участвовать десятки хозяйствующих субъектов) – один  «рейд на рассвете». Мы же считаем проверки конкретных юридических лиц.

Так вот, если применять методологию подсчетов по аналогии с подсчетами западных «рейдов на рассвете», то таких рейдов мы в прошлом году провели Есть аналогичные полномочия и у других российских контролирующих органов.

Так, Налоговый кодекс Российской Федерации уже почти 15 лет предусматривает право проводить осмотры помещений, территорий, предметов и документов налогоплательщика в ходе выездной налоговой проверки.

Таможенный кодекс Таможенного союза дает  право проводить осмотры в ходе выездных проверок, в том числе и с пресечением сопротивления и со вскрытием запертых помещений. Обследования при проведении внеплановых проверок проводит, например, Ростехнадзор. Уголовно-процессуальный кодекс дает право следователю производить осмотры и до возбуждения уголовного дела.  Статья  182 УПК РФ разрешает проводить обыски в офисах компаний без санкции суда.

Разрешение суда следователю нужно только для обыска, проводимого в жилище. Общее правило во всех юрисдикциях мира – судебное разрешение нужно только для тех действий органов власти, которые существенно ограничивают права и свободы граждан.

 Федеральная антимонопольная служба проводит проверки в отношении юридических лиц, права и свободы граждан этими проверками не затрагиваются.

В зарубежных юрисдикциях конкурентные ведомства, которым для проведения проверки необходимо получить разрешение суда, получают и большие полномочия – обыскивать жилые помещения, изымать документы и носители информации, приостанавливать на время проверки работу предприятий.

Если вопрос ставить так, то можно и подискутировать о необходимости судебных санкций.

Итак, внезапные проверки – всего лишь инструмент. С таким же успехом можно требовать запретить топоры или кухонные ножи. С помощью топора можно построить дом, а можно и убить человека. Во благо ли мы используем данный нам инструмент? Я думаю, что – да.

При проведении осмотров мы находим и копируем интереснейшие документы, подтверждающие существование картелей: тайные соглашения, протоколы и аудиозаписи совещаний, переписку конкурентов, свидетельствующие о том, что они делят рынки, договариваются о поддержании цен либо о сокращении производства товаров.

Понятно, что ни по каким запросам нам эти документы не отдали бы.

С помощью полученных при проведении внезапных проверок доказательств нам удалось выявить достаточно серьезные картели, которые охватывали иногда целые отрасли экономики. Это, например, картель о разделе оптовых поставок лососевых из Норвегии. Это – картель по ограничению вылова и поддержанию цен на минтай.

Это – картель по разделу рынка и поддержанию цен на жидкую каустическую соду. Это – картель о разделе товарного рынка соли. Это – сговор на торгах по поставке вещевого имущества для нужд МВД России. Дела эти можно было бы перечислять дальше.

Я в качестве показателя масштабов картельного бедствия скажу, что в 2013 сумма наложенных на участников антиконкурентных соглашений штрафов составила почти 4 миллиарда рублей.

Сейчас по результатам десятков внезапных проверок ФАС России возбудила дело о ценовом картеле на рынке океанских  линейных перевозок грузов в контейнерах

Аналогичное расследование проводит Еврокомиссия. На этом глобальном рынке традиционно работают крупнейшие транснациональные корпорации. Если нам удастся доказать наличие картеля на этом рынке, то учитывая объемы контейнерных перевозок через порты России, будет трудно переоценить его влияние на экономику страны в целом.

Мы и дальше продолжим практику проведения внеплановых проверок, благодаря чему и в 2014 году будут дела о крупных картелях.

Теперь о том, насколько правильно и законно мы действуем.  Процедура проведения внезапных проверок и осмотров помещений,  документов детально регламентирована в Законе о защите конкуренции. Жалобы проверяемых лиц в суд и прокуратуру – единичны. При этом доводы жалобщиков ни Генеральной прокуратурой России, ни судом поддержаны не были.

На мой взгляд, попытка поднять ажиотаж вокруг этой законной и вполне понятной процедуры говорит лишь об ее эффективности. Правонарушители нас боятся и всеми возможными способами пытаются защитить свой незаконный бизнес. Добросовестных же участников рынка эта проблема не волнует. 

Источник: https://ru-bezh.ru/blogi-ekspertov/andrey-tenishev/o-vneplanovyh-proverkah-fas

Отдел права
Добавить комментарий